Закономерности стихосложения

Многие считают поэзию и создание стихотворений сугубо гуманитарной сферой, такой областью искусства, в которой отсутствуют элементы технические.

Тем не менее в действительности, если посмотреть о стихосложении, то оно является во многом обычной математикой, равно, впрочем, как музыка. И в стихах, и в музыке особое значение имеют и ритмы, и рифмы. Постараемся кратко рассказать об особенностях рифм и ритмов в контексте стихосложения. В этом нам поможет портал http://bezbukv.ru/rhyme и собственные знания.

Если говорить о рифмах, то они характеризуются созвучием и уникальностью.
Под созвучием воспринимается такой аспект, который делает слова более или менее созвучными друг другу. К примеру, идеальным вариантом (условно, конечно) считается так называемая абсолютная рифма. Наподобие сочетания слов слёг и слог. Тут минимальные различия, и таким образом, достигается идеальное созвучие. Если говорить о максимальных различиях, то они проявляются в так называемых бедных рифмах, которые имеют созвучия минимальные. К примеру, слова «заботливый» и «такой» могут как-то сочетаться, но они довольно далеки в смысле созвучия. Хотя в классическом варианте бедных рифм стараются избегать, они совершенно не являются признаками плохих стихов.

А также следует поговорить об уникальности рифмы.
Конечно, возможно написать красивые стихи, где есть «розы» и «морозы», но такое сейчас считается неуникальным и не новым. Поэтому не выглядит привлекательным для читателя. Работа в сфере стихосложения достигается в том числе и с помощью поиска уникальных рифм, то есть таких сочетаний слов, которые раньше не использовались или использовались по минимуму. Как нетрудно понять, чем больше пишется стихов, тем меньше уникальных рифм и многое действительно написано до нас.

Если говорить о ритме, то он немного более прост, чем аспект рифмы.
Ритм стихотворения представляет собой чередование ударных гласных. Количество слогов в различных словах и расстановка ударения в этих словах формируется в определённый ритм. Ситуация здесь, по сути дела, похожа на музыку и если грамотно подбирать ударение в строках, возможно формировать нечто наподобие красивой ритмической мелодии, которая будет легко улавливаться читателем, даже если он особенно не смыслит в музыке и ритмике. Сочетание искусства выбора ритма и рифм и является во многом искусством создания красивых стихов, если говорить о техническом аспекте этого дела.